Мотофристайлер Владимир Ярыгин – один из немногих российских спортсменов,
который прыгает с трамплинов и исполняет трюки на мотоцикле. Какими навыками и
умениями нужно обладать, чтобы в многометровом полете на скорости 40 км/ч позволить себе
вылететь с сиденья и к приземлению успеть вернуться обратно?
Знакомьтесь: Владимир Ярыгин. Спортсмену 19 лет, он учится в Российском
государственном университете физической культуры на факультете "Прикладные
и экстремальные виды спорта".
- Володя, как так получилось, что ты занялся прыжками на мотоцикле?
- Я в мотофристайле всего полтора года. До этого занимался мотокроссом, в
спорте - с 7 лет. Но первые серьезные достижения начались, когда я был уже в
более зрелом возрасте.
- В каком, если не секрет?
- В 11! (Смеется.)
- О, да! Это серьезно! А как ты вообще попал в этот колесный вид спорта?
- В мотокросс меня буквально за руку привел папа, я же был совсем маленький.
А следом за мной в мотоспорте оказался и младший брат Миша. Потому что наш отец
– мастер спорта по мотокроссу, и мы с детства интересовались тем, что он
делает.
- Кто, кроме вас, занимается мотофристайлом в России?
- У нас в стране этот вид спорта еще не очень развит. Кроме меня и брата
активно занимаются Алексей Колесников и Николай Иванков. Вообще, по стране,
вместе с нами, человек шесть только и наберется.
- А папа с вами не катается?
- Нет, он ездит с нами, как тренер. Он пробовал, но тренерская работа для
него, видимо, важнее.
- А мотокроссом ты сейчас занимаешься?
- Да, параллельно с мотофристайлом. В 2006 году мы выиграли зимний Чкаловский
кросс.
- Вы уже выступали на соревнованиях?
- В августе 2006 года мы ездили с нашей программой на большие соревнования в
Латвию. Просто чтобы выступить. Туда, кстати, пригласили трех лидеров
мотофристайла в Европе - двух норвежцев и одного шведа – они входят в первую
пятерку. Мы стали свидетелями очень достойной программы катания! Многие
исполняют сальто на мотоциклах - уровень их программ в 2-3 раза выше нашего.
- Почему так получается?
- Мы занимаемся два года, но у нас проблемы и с местом, то есть, негде
тренироваться, и со временем. Сейчас мы вроде как нашли площадку, на которой
будем делать грамотное приземление. Если мы станем часто тренироваться, то и
уровень катания, естественно, будет намного выше. Потому что в отсутствие
настоящей трассы, которая была бы для нас адаптирована, мы тренируемся раз в
неделю или даже два раза в месяц.
- А где вы катаетесь сейчас?
- Наша тренировочная база находится в поселке Развилка, на Каширском шоссе,
рядом с аэропортом Домодедово. Что бы туда добраться, мы грузим мотоциклы в
автобус и выезжаем на тренировку.
- А почему не на мотоциклах?
- Мы не катаемся на технике для трюков по городу: она специально
"заточена" под мотофристайл. Другого мотоцикла для катания по городу
у меня нет, потому что просто нет такого хобби - наверное, мне хватает моей
серьезной спортивной деятельности. Это только спорт. Хотя сейчас у нас это
перерастает, скорее, в шоу-программу. Потому что как такового в России
мотофристайла просто не существует – слишком мало народу у нас этим занимается.
Конкуренции нет, не с кем соревноваться. Даже в Латвии, где все помешаны на
двухколесных видах спорта, своих спортсменов нет.
- А что вы будете строить в вашем парке?
- Планируем построить приземление для мотофристайла хорошее безопасное и
что-нибудь напетляем для мотокросса. У нас же спортивно-технический клуб. Дети
бесплатно занимаются. Вот недавно двое пришли и говорят: мы очень хотим тоже
прыгать и быть мотофристайлерами. Но мы им тут же сказали, что это только после
того, как они постигнут все премудрости мотокросса. Без техники мотокросса
мотофристайлом заниматься нельзя.
- Как обстоят дела с этим видом спорта в других странах?
- Мотофристайл появился в Америке. Его прародителем был Трэвис Пастрана,
который сначала выступал в мотокроссе, а потом увлекся мотофристайлом. То есть,
на тот момент (порядка 10-15 лет назад) такого вида спорта вообще не
существовало - были просто прыжки на мотоциклах. Постепенно Трэвис начал
осваивать различные трюки: снимать в прыжке руки или ноги с руля и сидения. В
результате, образовался немалый запас интересных элементов для настоящего шоу.
Это была практически шоу-программа 1996 года!
- То есть, выходит, что мотофристайлу всего 10 лет?
- Именно! И в последнее время наблюдается очень большой скачок в развитии
этого вида спорта.
- Из каких элементов состоит программа ваших выступлений?
- У нас есть несколько шоу-программ. Минимальная – это когда мы разъезжаем
на задних и передних колесах под музыку, а публику заводит группа поддержки.
Музыку мы выбираем довольно экстремальную, например, Guano Apes, Rammstein.
Забойную, в общем! Если выступить приглашают 23 февраля, то подготовить
программу из военных песен. Бывает, что приглашают выступить и по одиночке. То
есть, ты приезжаешь и включаешься в уже готовый праздник со своими трюками в
рампе.
Рампу для прыжков мы, кстати, сделали сами, по европейским стандартам.
Добыли чертежи с нужными размерами и пропорциями, построили и выступаем.
- И какова должна быть площадка для выступления?
- Минимум 80 м
в ширину и 250 м
в длину.
- А что необычного в вашей программе?
- С трамплинов мы вылетаем в огненные кольца! Очень красиво смотрится, если
дело происходит ночью. Например, аналогичные трюки мы собираемся показать на
Новогодних праздниках в Коломенском.
- Сколько у вас в запасе трюков?
- Мы освоили, по меньшей мере, 15 трюков. Мой любимый - Nac Nac, когда
райдер берется одной рукой за руль, другой - за сиденье и переводит ноги
вертикально вверх, в стойку. Есть и к чему стремиться: мы тренируем бэкфлип –
сальто назад на мотоцикле. Существует и совсем серьезный трюк: двойное сальто
назад – его выполнил "отец мотофиристайла" Трэвис Пастрана. Однако
после трюка он сказал, что сделал это для установления рекорда всего один раз и
больше такого опасного дела повторять не собирается.
- Скажи, сколько весит мотоцикл для мотофиристайла?
- Около 90 кг.
Не такой уж тяжелый!
- Мотофристайл – опасное дело. Травмы случаются?
- Естественно. Очень сильные нагрузки случаются при недолетах. Если ты не
вписываешься в правильное приземление и, не долетев до нужной точки,
приземляешься на стол трамплина, то испытываешь усиленную нагрузку на
конечности и вообще – на все суставы и мышцы организма. Если ты перелетаешь, то
можно травмироваться еще хуже. Мотоцикл может потерять устойчивость и травмы
просто непредсказуемы… Также, если у тебя, например, свечка перегорела или
что-то с мотором, и ты не разогнался по-нормальному, то может случиться всякое.
- Были ли у вас с братом какие-то травмы?
- Два месяца назад я себе палец на ноге сломал. Вроде, звучит и
немужественно как-то, но кататься мешает и вообще очень неприятная травма. Я
практически не мог ходить…
- А какие вообще «уборки» характерны для мотофристайлеров?
- Какие характерны? Старость характерна! (Смеется.) По прошествии времени
суставы болят… Хотя, смотря как прыгать. С возрастом это все, конечно, даст о
себе знать.
- То есть, выходит, ты знаешь свое будущее…
- Что тут сказать? Все спортсмены должны быть готовы к тому, что может с
ними произойти, когда большой спорт останется позади.
- Не было ли у тебя желания заявиться на международные соревнования, раз
в стране нет соперников?
- Для этого у нас еще не хватает опыта. Тренировочного, для начала. Даже на
европейском уровне каждый четвертый делает бэкфлип. То есть, в этом уже ничего
обычного нет. Мы так пока не можем.
- Что оценивается на чемпионатах?
- Сложность, чистота исполнения, общий артистизм… А артистизм – это
способность заводить толпу.
- И как ты лично это делаешь?
- Например, в Латвии мы бросали майки в толпу.
- Чем вы еще занимаетесь, помимо мотокросса и мотофристайла?
- Акробатикой. Ходим в гимнастический зал у себя в РГУФКе.
- И чем занятия для мотофристафлеров отличаются от занятий, на которые
ходят, например, парашютисты?
- Ничем! Это обычный акробатический курс. Тренируем силовые способности,
развиваем гибкость и растяжку, выносливость, вестибулярный аппарат.
- Каким образом от обычного катания и простых прыжков мотофристайлеры
переходят к сальто? Ведь это кувырок вместе с тяжелой машиной…
- Один наш знакомый попробовал сделать это, выпрыгнув с трамплина в
поролоновую яму. Долго настраивался на прыжок, говорил себе: «Я сделаю это
сегодня!» И в результате из-за недостатка опыта просто выехал с трамплина и
упал в яму спиной, сверху его накрыло мотоциклом… Теперь он эту яму стороной
обходит. Потому что ясно: это не шутки. А вот на велосипеде я научился делать
бэкфлип за два дня - даже двойное сальто почти стало получаться. На велосипеде
это не сложно.
- А сколько лет должен человек кататься прежде чем его можно
переводить в мотофристайл?
- Я считаю, что обязательный минимум – это полтора года в
мотокроссе. У американцев есть интенсивные курсы погружения в спорт. Они делают
это быстрее.
- То есть вы сразу начали прыгать с трюков?
- Да, потому что владели мотоциклами на нормальном уровне.
- А какие погодные условия или прочие посторонние воздействия
могут помешать мотофристайлеру?
- Очень мешает мороз. Потому что чувствительность рук падает и
труднее контролировать мотоцикл. Еще, конечно, гололедица может оказать
негативное влияние, влажность… Тогда приземление скользкое, что тоже
плохо.
- Правда, что ты не пьешь и не куришь?
- Абсолютная!
- Говорят, ты не один раз снимался в кино…
- Да, это правда - этой осенью, в Ялте в молоденжном фильме "Дерзкие
дни. Нам позвонили и сказали, что нужен каскадер-мотоциклист, который красиво
катается и умеет прыгать. И главное, чтобы он по комплекции подходил на роль
дублера главного героя. Роль в фильме получилась следующая: один из главных
героев – паркурщик, другой – мотофристайлер. Им дают отмашку, и они наперегонки
начинают двигаться по городу.
Мы играли мотоциклиста. Первым делом, приехав в Ялту, мы облазили город
вдоль и поперек. Искали интересные улочки, стройки, лестницы, дороги. Все,
чтобы можно было красиво проложить трассу для съемок гонки. Какие-то места
нашли мы, какие-то режиссер заметил. На роль выбрали моего брата Мишу, потому
что он больше подошел по комплекции - он более тонкий, чем я. Я же попал в
массовку. Всего у нас было шесть съемочных дней. Оказалось, что работа в кино –
это такое кропотливое дело! Все зависит не только от того, насколько хорошо ты
катаешься. Важно, чтобы и камера работала, и помощники были готовы, и трасса не
подвела, и техника действовала как надо… Вот в один из дублей Миша просто
взял и упал. Он ехал по узкой гранитной набережной, и покрытие было очень
скользким. Он начал тормозить, но упал прямо с набережной в речку… К счастью,
это было невысоко, да и речки там неглубокие. Он не столько ударился, сколько
промок, и ему было обидно за то, что свалился. У него впереди пара дублей, а он
уже промок!
- Кстати, какая защита нужна для мотофристайла?
- Полная! Шлем, панцирь, защита для коленных суставов, налокотники и
мотоботы.
- Есть у тебя кумиры в мировом мотофристайле?
- Это американцы. Тревис Пастрана и Нейт Адамс. У них стаж катания лет по
семь, не меньше. Если мы сейчас будем больше тренироваться, то скоро их
догоним.