FMX: История мирового мотофристайла с 1980 по 2009. Часть 1.
FMX: История мирового мотофристайла с
1980 по 2009. Часть 1.
Мотофристайл или Фристайл Мотокросс (FMX,
Freestyle Motocross) зародился в 90-х годах в Америке. Кто первым решил
отделить гонки от прыжков с трюковыми элементами, сегодня сказать уже сложно.
Однозначно, на появление нового спорта повлияли столь популярные в США
мотоциклетные каскадеры-трюкачи или «летающие дьяволы», такие как легендарный
Ивел Нивел, не раз бросавший вызов гравитации. Но то были обычные рискованные
прыжки на большие расстояния, где все решал тривиальный расчет ускорения, массы
и скорости отрыва от рампы.
Изначально, о том, что исполнение
зрелищных трюков в воздухе может стать настоящим искусством, отдельным видом
мотоциклетного спорта, никто не задумывался. Кроссмены всегда использовали
некоторые «трюки» для того, чтобы изменить траекторию полета мотоцикла при
прыжке через кроссовый стол. Так называемый Whip («кнут») – первый трюк,
вошедший в арсенал фристайлеров. Также как перегазовкой или сбросом газа во
время прыжка можно повлиять на мотоцикл (задрать переднее колесо или наоборот,
опустить его), выносом заднего колеса в сторону, гонщики влияли на скорость
полета и «выбирали» точку приземления. Ну и конечно же, невероятные прыжки под
клетчатыми флагами – работа на публику, часть шоу любой суперкроссовой гонки не
только в Штатах, но и по всему миру.
Во второй половине 90-х, часть
профессиональных кроссменов оставила гонки ради оттачивания навыков трюковых
прыжков. Локальные шоу со временем переросли в национальные контесты, на
которые собиралось до пятнадцати «трюкачей». Была сформирована и методология
судейства, найдена формула «пяти канонов фристайла»: техничность, сложность,
зрелищность, разнообразие и реакция публики – все это влияет на оценку и общий
результат выступления.
Вскоре райдеры стали использовать
искусственные рампы с заданными характеристиками. Появилась возможность
задавать угол и дальность полета, с четко рассчитанной скоростью и точкой
приземления. Шоу перебрались в закрытые помещения. Наконец, зимой 1998 года, в
Сан-Диего группа энтузиастов устроила показательные выступления на ежегодном
фестивале экстремальных видов спорта X-Games. Рождение нового вида спорта было
предопределено.
Спустя несколько месяцев образовалась
Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA). Две ее задачи - добиться
признания FMX отдельным видом спорта и подготовить почву для проведения
официальных мировых чемпионатов. С 1999, мотофристайл прочно обосновался в
национальных и международных контестах экстремальщиков - ESPN X Games, Gravity
Games, LG Action Sports. Чуть позднее, появились специализированные
соревнования Dew Tour и Red Bull X Fighters.
Пять лет потребовалось, чтобы убедить FIM
ввести мотофристайл в список признанных видов спорта. В 2005, FMX попал в
каталог, а в 2006, в рамках ежегодного контеста Night of the Jumps прошел
первый мировой чемпионат.
Ассортимент FMX-трюков достаточно велик.
Большинство из них предусматривает изменение положения райдера относительно
мотоцикла. Но на совершенно иной уровень фристайл вышел, когда мотоциклисты
научились "крутить" backflip - сальто назад вместе с мотоциклом с
приземлением на колеса. С момента первого публичного исполнения salto mortale в
2000 году появилось множество гораздо более сложных трюков и комбинаций, однако
бэкфлип остается "пропуском" в мир профессионального фристайла.
Американские кроссмены, стоявшие у
истоков FMX, сегодня выступают мало, однако их опыт ценен для начинающих. Имена
Майка Джонса, Джереми МакГрафа, Браена Дигана, Майка Метцгера, Нейта Адамса и
Тревиса Пастраны золотыми буквами вписаны в историю мирового спорта. Новое
поколение наступает, и эта волна интернациональна. Первым официальным чемпионом
мира по FMX стал швейцарец Мэт Рибо, множеством Кубков (в том числе и неофициальных)
награжден норвежец Айло Гауп, обладатель множества рекордов Робби Мэддисон из
Австралии, Ронни Реннер из Штатов... На одну сцену с европейцами и американцами
выходят и наши райдеры. Первым из них был Алексей Колесников, который впервые в
России смог сделать бэкфлип. Сегодня, "Леха №13" делает множество
более сложных трюков, чем итальянцы, с которыми он постоянно тренируется в
Европе.
Собственную школу фристайла представляют
воспитанники московского клуба "Ферзь". Подготовка райдеров в СТК
ведется на базе оригинальной методики, сочетающей в себе лучшие наработки
отечественного мотокросса, мирового фристайла и даже цирковой школы. Владимир
Ярыгин - сильнейший из "ферзей", он исполнил бэкфлип в январе 2007.